ГЛАВНАЯ НОВОСТИ РЕПОРТАЖИ СТАТЬИ ОБУЧЕНИЕ ВИДЕО ФОТО ВЕБКАМЕРЫ КОНТАКТЫ
лонгборд вобла

Если для любителей пивбаса слово "вобла" ласкает слух, то для любителей лонгборда, ведущих исключительно здоровый образ жизни, слово "вобла" носит весьма негативный оттенок. Так что такое "вобла" и с чем ее едят? Едят ее с пивбасом, да. Точно. Но нужна ли "вобла" лонгеру? Нет! А вот почему, и как от нее избавиться, читаем ниже.

Само слово "вобла", так удачно вписавшееся в жаргон русскоязычных райдеров, катающихся на лонгборде, происходит, как не трудно догадаться, от английского слова "wobbles", что означает "колебания". На самом деле это сокращение, потому что горячие калифорнийские парни, придумавшие лонгборд, говорят на это явление "speed wobbles", что означает, можно сказать, "болтанка от скорости". Ну а по-нашему, по-простому, пусть будет "вобла".

Если вы хоть раз разгонялись на плохо отрегулированном лонгборде свыше 30-ти километров в час, то наверняка уже знаете, что такое "вобла". Нет еще? Ну, тогда стоит пояснить.

"Вобла" - это вышедшие из-под контроля колебания доски, когда она, набрав некую критическую скорость, начинает раскачиваться из стороны в сторону, и если это стало неожиданностью для райдера, или он не знает, как с этим справиться, то "вобла" будет иметь последствия в виде падения на приличной скорости. На асфальт. Возможно лицом. А это плохо. Особенно без шлема.

И хотя в среде лонгеров принято считать, что "вобла" возникает из-за определенных характеристик подвески и самой деки лонгборда, на самом деле это не совсем так. Колебания не берутся ниоткуда, у любых колебаний есть источник "накачки", а вот характеристики подвески и деки могут стать только резонатором для уже возникших колебаний. Поэтому начнем продвигаться от истоков "воблы", это даст нам возможность с большей гарантией ее избежать.

Как ни удивительно, источником колебаний во время "воблы" на лонгборде становятся: ваши собственные лодыжки! Вспомните ваш первый спуск хоть с мало мальской горки. Качнуло? И не раз? Скорее всего, так. А потом, на той же доске вы съезжали с той же горки и ничего! Почему?

Потому что источником колебаний для "воблы" служит мышечное напряжение ваших лодыжек. Чем менее опытен райдер, пытающийся штурмовать склон, тем больше у него напряжены лодыжки, тем более они склонны к неконтролируемому тремору. Этот тремор передается на деку. Причем, чем деревяннее мышцы, тем лучше передается. А так как подвески способны колебаться только по одной оси, раскачивая деку с канта на кант, то вся энергия тремора превращается именно в такую раскачку.

Источник найден. А вот дальше начинают, действительно, работать характеристики подвески и деки лонгборда. Суть в том, что лонгборд, если рассматривать его физически, имеет некую собственную частоту свободных колебаний (как и все в этой Вселенной). И как только частота внешней "накачки" и частота свободных колебаний доски совпадают, возникает явление резонанса. То есть, амплитуда раскачки резко повышается, и с этим уже очень сложно справиться.

Какие же характеристики доски влияют на усиление "воблы"? Трудно обвинить какую-то деталь подвески в первую очередь. Кто-то уверяет, что это бушинги, мол, слишком мягкие приводят к speed wobbles на скорости. Кто-то говорит о самой деке: И все правы. Но правы они лишь отчасти, так как невозможно рассматривать какие-то отдельные части колебательной системы. Колебательную систему можно рассматривать лишь в целом. А если рассматривать ее в целом, то она состоит и из подвесок, и из ровности асфальта, и из флекса доски, и из расстояния между подвесками, и даже из роста райдера.

Но общий фактор все же имеется. И он прост, как три рубля. Чем выше курсовая управляемость доски, чем меньше ее курсовая устойчивость, тем выше шанс поймать "воблу" и насладиться ей сполна. То есть, чем меньше радиус разворота доски, тем проще поймать "воблу". А от чего зависит курсовая устойчивость и управляемость - это уже дело десятое, это уже целый ряд факторов, изменение одного из которых приведет к изменению всей системы целиком.

С главным разобрались. Чем более верткая доска, тем ближе "вобла". А вот верткость доски от чего зависит? Новички считают, что в первую очередь от настройки подвески, от ее мягкости вообще и от мягкости бушингов в частности. Чушь! От этого верткость доски зависит В ПОСЛЕДНЮЮ очередь. А в первую очередь верткость доски зависит от расстояния между подвесками. Чем расстояние между передней и задней подвеской меньше, то есть, чем короче доска, тем она будет более верткой при всех других равных условиях.

Для примера возьмем технический короткий скейт. На нем подвески совершенно дубовые. Поставь такие на лонгборд, на нем вообще будет не повернуть и не войти в дугу. Но скейт намного короче лонгборда, поэтому и на таких сверхжестких подвесках на нем можно вполне эффективно поворачивать. Поэтому запоминаем - длина доски и база (расстояние между подвесками) играет в управляемости и верткости ключевую роль.

Отсюда вывод - чем короче доска, тем проще на ней поймать воблу. Чем длиннее доска, тем она стабильнее вообще и на большой скорости тоже.

Второе. Чем шире подвеска, чем больше расстояние между центрами тяжести левых и правых колес, тем стабильнее ведет себя доска. В том числе и на скорости, а значит speed wobbles ей грозит меньше.

Для примера попробуйте съехать с горки на своем лонгборде, а потом возьмите короткий скейт с обычными для него узкими подвесками и повторите этот подвиг. И сразу поймете, что бушинги в этой теме не так важны, как длина доски и ширина подвески. Потому что скейт, с его очень жесткими подвесками, поймает воблу в два счета. А вот лонгборд - нет. Потому что лонгборд на то и лонгборд, что на нем можно и нужно кататься, а на скейте только разучивать трюки.

Третье. Думаете бушинги? А вот и нет. Третий важный фактор - это рост райдера, точнее высота центра тяжести системы "доска-райдер", еще точнее рычаг приложения силы, с которой райдер давит на передний или задний кант.

Сложно? Ничего. Хотите не пахать носом асфальт, придется вспомнить школьную физику. Возьмем сначала рычаг, плечи которого равны по длине. Сдвинем одно плечо на сантиметр, другое сдвинется тоже на сантиметр. Теперь возьмем рычаг, одно плечо которого в два раза длиннее другого. Сдвинем длинное плечо на сантиметр, а короткое на сколько теперь сдвинется? Всего на полсантиметра! В этом и фишка. Чем длиннее верхнее плечо рычага, тем на меньшую амплитуду сдвигается нижнее, но с большей силой.

А что у нас с лонгбордом? Верхним плечом рычага является стоящий на доске райдер. Осью рычага - ось вращения подвески, а сама подвеска - нижним плечом рычага. И выходит, что мы сталкиваемся с жестким компромиссом. С одной стороны, чем ниже центр тяжести, тем устойчивее система. Но: Но посмотрим на рисунки.

На первом рисунке центр тяжести низко, и доска должна быть устойчивее. Но нельзя не учитывать разницу между красным, верхним, и синим, нижним, плечом рычага. Чем короче красное плечо рычага, тем меньше разница амплитуды раскачки на отрезках A-B и C-D. То есть, если красное плечо рычага, в нашем случае высота райдера, меньше, то амплитуда смещения его корпуса как бы точнее передается доске. И малейшее колебание райдера, малейшая секундная потеря равновесия приведут к сильному, амплитудному, уходу доски на кант, а значит и к резкому повышению верткости.
speed_wobbles
Рис. 1

На втором рисунке красное плечо рычага длиннее, так как райдер стоит в более высокой стойке. Казалось, бы, центр тяжести выше, и устойчивость должна быть ниже. Так оно и есть. Но фишка в том, что когда речь идет о "вобле", то для нас важна не абсолютная устойчивость, а именно курсовая стабильность доски. И только. Устойчивость по центру тяжести отходит тут на второй план. А вот красное плечо рычага, то есть, высота райдера над доской, начинает играть ключевую роль. Когда красное плечо длиннее, смещение на отрезке A-B уже не с такой точностью передается на отрезок C-D. И выходит, что более высокая стойка прощает нам ошибки управления, скрадывает амплитуду, менее точно передает ее доске. А более низкая стойка не прощает нам таких ошибок, и любое дрожание лодыжек передается доске очень эффективно. Это и решает все дело, приводя к speed wobbles.
лонгборд вобла
Рис. 2

Попробуйте проверить сами. Причем для этого не нужна даже горка. Просто разгонитесь хорошенько на доске в обычной стойке, поведите доску дугами и запомните ее верткость. Потом снова разгонитесь, но теперь присядьте, уменьшив красное плечо рычага. И снова покачайте доску с канта на кант. Тут-то вы сразу поймете, насколько сильно увеличивается ее верткость. А именно с верткостью нам и надо бороться, так как именно она приводит к "вобле".

Кто-то спросит, мол, а как же во всех роликах ребята, катающие даунхилл, едут как раз в очень низкой стойке. Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, для чего они это делают. Это не вопрос "воблы", а вопрос прохождения поворотов на "ровной доске". Ребята, хорошо катающие даунхилл, катают его не только по прямой, но и с поворотами. А на такой скорости, на которой они это делают, малейшая ошибка пилотирования может очень дорого обойтись. И вот тут им просто необходимо понижать центр тяжести с риском поймать "воблу", так как при высоком центре тяжести центробежная сила попросту "вышибет из седла", настолько сильно она действует на тех радиусах и скоростях. То есть, низкая стойка позволяет бороться не с "воблой", которой боятся только новички, а с куда более серьезным врагом - с центробежной силой.

У ребят, хорошо катающих даунхилл, не дрожат лодыжки, а каждое движение находится под контролем. Таким образом, устраняется сама причина, источник колебаний, о котором шла речь в начале статьи. И они могут себе позволить катать в низкой стойке, чтобы снизить воздействие центробежных сил.

Впрочем, дело не только в этом. И вот тут как раз стоит сказать о жесткости доски, и, естественно, о жесткости бушингов и жесткости подвески вообще. Да! Чем мягче бушинги, тем более "сопливо" ведет себя доска, а, следовательно, больше склонна к вхождению в воблу. Но, как уже сказано выше, это не первостепенный фактор, влияющий на управляемость и курсовую стабильность, и даже не второй. Однако, ребятам, хорошо катающим даунхилл, приходится учитывать все мелочи, включая и настройку доски по жесткости. У них действительно жесткие доски. Но на нормальной скорости такая доска будет поворачивать очень и очень плохо. Она не универсальна.

Когда же речь идет не о спортивном даунхилле, а о круизинге, то настраивать доску на высокую жесткость - себе во вред. Поворачиваемость будет отвратительная, а, следовательно, отвратительным будет карвинг и почти невозможным станет пампинг. Компромисс? Безусловно. Но куда без них?

Итак, помним важные моменты для того, чтобы не ловить "воблу" попусту:

1. Держите ноги расслабленными, особенно лодыжки и ступни.
2. Не делайте резких движений, не раскачивайтесь из стороны в сторону. Если вы еще неуверенно стоите на доске, вам рано на склон, так как вас там точно ждет вобла. Сначала научитесь четко карвить, это даст необходимые навыки равновесия. Затем обязательно научитесь ехать на одной ноге, держа другую в воздухе. Если это не получается, значит, навыки равновесия еще недостаточно для "бомбинга" холмов или для даунхилла.
3. Не стремитесь принять низку стойку "как в кино, шоб было круто", так как она сильно повышает верткость доски, особенно на круизных бушингах и с круизной настройкой доски.
4. Если вдруг поймали "воблу", старайтесь не присесть, не понизить центр тяжести (толку не будет), а наоборот как можно сильнее привстать и распрямиться, чтобы удлинить красное плечо рычага. Этот рефлекс вас спасет. Приседание на скорости очень часто приводит к "вобле".

Ну а что же, спросит нетерпеливый читатель, про настройку доски не будет? Будет! Но настройка специальной доски для даунхилла выходит за рамки данной статьи. Кто катает даунхилл, тот знает про "воблу" все, и эта статья ему глубоко не интересна. А если вы ее читаете и видите что-то новое, значит, вам надо подумать о том, как вашу собственную доску настроить на наименьший риск ловли speed wobbles.

Снова повторюсь, что мягкость бушингов и мягкость настройки играет в управляемости последнюю роль. Первую играет длина доски и длина ее базы, то есть, расстояние между подвесками. Хотите верткую доску - берите короткую. Но тогда "вобла" ей обеспечена. Короткие доски, они для слалома. И если вы катаете не слалом, а круизинг, то ваша доска должна превышать метр по длине деки. Универсальных досок нет. Длинная доска стабильнее, короткая - менее стабильна, но круче поворачивает. Все. Вариантов нет.

Второй важный фактор зависит от разницы в жесткости между задней подвеской и передней подвеской. Не знали? Так знайте. Причем, тут важны не абсолютные значения жесткости, а в основном ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ. То есть, чем жестче задняя подвеска относительно передней, тем меньше шанс словить воблу.

И еще важный момент - развесовка. То есть то, каким образом вы распределяете вес между передней ногой и задней. Чем больше веса приходится на переднюю ногу, тем меньше шанс speed wobbles.

И, в заключение, короткое, но весьма познавательное видео о том, что такое "вобла", в какой момент возникает и чем заканчивается.



Выберите интересующий вас вид спорта, чтобы найти и посмотреть все статьи о нем.

 



* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.

новости
репортажи
статьи
обучение
видео
фото
вебкамеры
интересно обо всем
наши партнеры
реклама на сайте
контакты


Тиц и pr сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© Экстрим-TV, 2007-2017