ГЛАВНАЯ НОВОСТИ РЕПОРТАЖИ СТАТЬИ ОБУЧЕНИЕ ВИДЕО ФОТО ВЕБКАМЕРЫ КОНТАКТЫ
Горнолыжные травмы

В горнолыжном спорте без травм обойтись сложно, так как профессиональные спортсмены обязаны выкладываться на полную катушку и преодолевать границы человеческих возможностей за гонорары, которые им платят. При этом они не читают о горнолыжных травмах в Интернете. Они учатся в спортивных школах, в школах олимпийского резерва, а затем, лучшие из них, оттачивают мастерство в сборной той или иной страны, занимаясь по много часов каждый день. И все это время они находятся не только под присмотром тренеров, дающих все необходимые советы, но и под присмотром спортивных врачей самой высокой квалификации.

Поэтому в данной статье нет ни малейшего смысла вести речь о горнолыжных травмах, характерных для профессионального спорта. В ней есть смысл поговорить о травмах, которые может получить на снежном склоне новичок. И не важно, будет этот новичок использовать горные лыжи только для активного отдыха на ратраченных склонах по выходным дням, или же будет когда-то заниматься жестким фрирайдом и делать сальто с трамплина ради собственного удовольствия, или то же самое он будет делать за деньги спонсоров, став про-райдером в команде какого-нибудь горнолыжного бренда. Важно, что сейчас он новичок, ничего не знающий о травмах при катании на горных лыжах. Ибо, когда его уровень будет выше уровня новичка, он уже на собственной шкуре будет знать о горнолыжных травмах все, и сам сможет написать подобную статью на основе собственных наблюдений.

То есть, эта статья для тех, кто не тренируется под наблюдением спортивного врача, а значит, уже по умолчанию не является профессиональным спортсменом. Читатель этой статьи - любитель, даже если он и собирается стать профессионалом хоть в каком-то значении этого слова.

Поэтому начать рассказ о горнолыжных травмах следует с азов. А именно, с характеристик горнолыжных склонов. Так как именно эти характеристики, во многом, определяют как возможность получения травм, так и характер этих травм.

В первую очередь, все горнолыжные трассы, по которым МОЖНО спускаться на горных лыжах или сноуборде, делятся по уровню сложности и обозначаются на схемах условными значками. Если же вы собираетесь спускаться на горных лыжах или сноуборде там, где НЕЛЬЗЯ, то есть в местах, где горнолыжные трассы не обозначены, значит, на травмы вам плевать хотелось, и эту статью дальше можно не читать. В местах, не предназначенных для катания получение горнолыжной травмы является просто лотереей - возможно вы убьетесь до смерти, возможно сломаете ногу или позвоночник, возможно ограничитесь тяжелой черепно-мозговой травмой или банальным сотрясением мозга, возможно просто повредите мениск или связку, а возможно в этот раз вам повезет и вы останетесь целы. При катании в непредназначенных для этого местах предсказать травму или как-то уберечь от нее советами невозможно. Совет можно в этом случае давать только один - надевайте шлем. Как минимум, при ударе головой о скалу, он позволит вашему мозгу остаться в куче, а не расплескаться по всему склону.

Так что данная статья предназначена лишь для тех, кто собирается кататься на обозначенных горнолыжных трассах. Их обозначения разнятся в Европе и Америке, но по сути они позволяют заранее понять, какие сложности, а возможно и препятствия, могут ждать вас на склоне. Эта информация позволит вам соотнести сложность трассы со своими возможностями. И если у вас уже есть опыт прохождения трасс такой сложности, вы уже будете знать не только чего ожидать от склона, но и как этого избежать.
Горнолыжные травмы

При переходе на трассу более высокой, чем привычная вам, сложности, следует соблюдать повышенную осторожность при первом ее прохождении. То есть, не двигаться с максимально возможной для вас скоростью, а пройти трассу как можно спокойнее, прочувствовать ее особенности, и лишь после первого спуска можно начинать проверять себя на прочность и осваивать новый уровень сложности.

Основных уровней сложности можно выделить три - это простейший, средний и сложный. Основная классификация этих типов сложности горнолыжных трасс во всем мире цветовая, но в Америке, кроме цвета, применяется еще и форма символа, например круг, квадрат, ромб, но цвета этих символов все равно вписываются в общемировую классификацию.

Так, простейшие трассы везде обозначены зеленым цветом (от Европы до Японии), а в Америке зеленым кругом. То есть, цвет обозначения простейших трасс везде одинаков, так что запутаться невозможно.

Такая же ситуация со сложнейшими, или как их еще называют, трассами для экспертов. Во всем мире они обозначены черным цветом, а в Америке это черный ромб для сложных трасс и два черных ромба для трасс, предназначенных для экспертов катания.

Разночтение есть только для горнолыжных трасс среднего уровня сложности. В Европе и Японии они обозначены красным цветом, тогда как в Америке их обозначает синий квадрат.

Простейший уровень сложности говорит сам за себя - это широкий пологий склон, без каких бы то ни было естественных или искусственных препятствий, обязательно обработанный ратраком. На этих трассах исключены бугры, наледи и другие сложные участки для начинающих горнолыжников. Поэтому и получить травму на таком склоне можно лишь в единственном случае - въехав в столб осветительной опоры или опоры подъемника. Правда и, как правило, на простейших трассах все столбы окутаны мягким материалом, что так же уберегает от травм. Да и необходимую для получения травм скорость набрать на таком склоне невозможно в принципе, даже если просто пустить лыжи носками вниз и не делать более ничего. Новичку, конечно, и такая скорость покажется колоссальной, но это субъективное ощущение, не имеющее отношение к реальности.

Впрочем, горные лыжи сами по себе снаряд достаточно травматичный, и, даже не сходя с места, при полном отсутствии умений, можно получить горнолыжную травму. Например растяжение связок коленного и голеностопного сустава начинающий горнолыжник может получить, просто неловко упав назад или зацепившись за что-нибудь лыжей. Поэтому, пока вы еще не гоняете на больших скоростях, не прыгаете с трамплина и не делаете нью-скульных трюков, регулируйте крепления лыж таким образом, чтобы они автоматически отстегивались при нагрузках, приближающихся к опасным. В этом случае любое напряжение, скрутка, вывих, приведет не к нарушению целостности сустава или связки, а просто к штатному "отстрелу" лыжи.

Если же вы катаетесь уже достаточно уверенно, автомат сброса лыжи следует отрегулировать на боле тугое усилие. Это необходимо сделать затем, чтобы при наезде на бугор, хотя вы прекрасно контролируете и себя, и лыжи, и скорость, и равновесие, не произошел самопроизвольный несанкционированный "отстрел" лыжи. Вместо того, чтобы спасти вас от травмы, отлетевшая лыжа, в подобной ситуации, может наоборот привести к травме.

Суть в том, что "отстрел" лыжи необходим только тогда, когда лыжник уже упал и катится по снегу, чтобы скручивающие движение, вступив в противодействие с останавливающим движением пристегнутой лыжи, не вывернуло горнолыжнику ноги. Именно для этого лыжи "отстреливаются" при определенных, особенно боковых, нагрузках.
Горнолыжные травмы

Если же одна лыжа отстегнется не при падении, а на ходу, это плохо, так как неминуемо грозит торможением лишь одной ноги, тогда как другая продолжит движение вниз по склону, что способно привести к очень неприятным растяжениям связок.

Так же следует помнить, что на рыхлом снегу автомат сброса лыжи необходимо ставить на приличное усилие. В противном случае, если лыжа в дуге зацепится за снег внешним кантом, она может отстегнуться, что приведет к неприятной ситуации.

Кроме того, говоря о горнолыжных травмах, нельзя не коснуться моментов, связанных с карвиногм, то есть, со спуском на современных карвинговых лыжах. Поскольку в продаже сейчас только такие лыжи, а классические лыжи уже ушли в историю, следует понять, почему сейчас в ходу именно карвинговые лыжи, и чем они могут быть опасны.

Дело в том, что когда все катались на "классике", ратраки были очень большой экзотикой. В основном склоны для горнолыжных спусков были неподготовленными, изобиловали буграми, накатами, в том числе и ледяными, а так же участками с глубоким рыхлым снегом. Все это - родная стихия именно для классических горных лыж прямой формы. Такая лыжа способна двигаться не только на кантах, как карвинговая, но и "плоским ходом", сохраняя при этом устойчивость.

Современные карвинговые лижи с узкой "талией" и широким носком лишены такой "вездеходности". Суть карвинговой лыжи как раз в том и состоит, чтобы осуществлять поворот не за счет умений спортсмена, а за счет ее собственной геометрии. При этом следует понимать, что чем больше разница между шириной носка лыжи и шириной "талии" (центральной, зауженной части), тем круче (меньше) радиус поворота.

Естественно, чем меньше радиус поворота, тем большие перегрузки испытывает коленный сустав при движении в дуге. То есть, чем более карвинговые у вас лыжи, чем уже у них талия и шире носок, тем большие нагрузки будут к вас на коленных суставах.

Возникает справедливый вопрос, а зачем тогда такие лыжи нужны, если они опаснее классических? Ответ прост. Карвинговые лыжи были созданы исключительно для подготовленных склонов, которых раньше попросту не было. На укатанном склоне карвинговая лыжа "едет сама", точнее сама поворачивает, требуя от спортсмена только перемещения центра тяжести из стороны в сторону. На карвинговых лыжах, благодаря этому, кататься намного, намного проще, чем на классических, требующих определенных умений для поворота, и требующих умения владеть лыжными палками, тогда как на карвинговых лыжах можно кататься вообще без палок.

Как только появились укатанные ратраками склоны, были созданы и карвинговые лыжи. Умение горнолыжника отошло на второй план, превратив горные лыжи из сложного, доступного не многим, спорта, в массовое развлечение. Это выгодно и владельцам горнолыжных курортов, и производителям самих лыж, именно поэтому так педалировалось производство лыж новой формы.
Горнолыжные травмы

Однако, как только эти лыжи выходят за пределы подготовленных, вылизанных ратраками склонов, они сразу становятся опасными. И дело не только в повышенных нагрузках на коленные суставы, но и в том, что на рыхлом снегу эти лыжи куда в большей степени, чем классические, склонны к зацепу снега внешним кантом. Но и это не последняя их беда. Надо понимать, что чем больше скорость, тем больше перегрузки при одинаковом радиусе дуги. Поэтому скоростной спуск на карвинговых лыжах, при отсутствии понимания физики их работы и достаточных умений, грозит резким, несанкционированным поворотом, колоссальной перегрузкой и травмой.

Поэтому в последние годы спортивные лыжи для профессиональных спортсменов начали откатываться назад, к классической форме. Тали лыж для скоростного спуска и слалома становится все толще, а носок все уже. То же можно сказать и о крутых лыжах для фрирайда и могула. А вот обычные любительские лыжи, с целью увеличения их популярности за счет простоты поворота, продолжают выпускать с очень узкой талией, что не редко приводит к травмам.

Конечно, это не значит, что нужно переходить обратно на классику, особенно на хорошо подготовленных, простых в прохождении склонах, но все же необходимо, приобретая горные лыжи, придерживаться разумного баланса между шириной носка лыжи и шириной ее "талии".

Кроме всего вышеперечисленного, избежать травм вам поможет хотя бы небольшая разминка перед первым спуском. Поприседайте, понаклоняйтесь, разомните мышцы и связки. Хотя, при современных лыжах и склонах, горнолыжный спуск и кажется баловством и скорее аттракционом, чем спортом, халатное отношение к трассе и к себе как раз и становится наиболее частой причиной травмы. Да, сегодня научиться спускаться с горы может любой, да современные лыжи требуют минимума умений, да, современные ратраченный склоны без бугров и узких "труб" повышают безопасность катания. Но! Но все же это горные лыжи и все же это склон. А вы, все же, горнолыжник, пусть и не в том понимании, что во времена Жубера. Так что относитесь к склону хоть с минимальным уважением, и он не будет доставлять вам лишних хлопот.

И последнее. Надевайте шлем, защиту на колени и локти. Сто раз она вам не понадобится, один раз спасет. Возможно не только от травм, но и от смерти. К тому же травму можете не только вы сами себе нанести, но и на вас может кто-то наехать. И тут защита сослужит вам добрую службу.
Не игнорируйте ее!


Выберите интересующий вас вид спорта, чтобы найти и посмотреть все статьи о нем.

 


* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.

новости
репортажи
статьи
обучение
видео
фото
вебкамеры
интересно обо всем
наши партнеры
реклама на сайте
контакты


Тиц и pr сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© Экстрим-TV, 2007-2017