ГЛАВНАЯ НОВОСТИ РЕПОРТАЖИ СТАТЬИ ОБУЧЕНИЕ ВИДЕО ФОТО ВЕБКАМЕРЫ КОНТАКТЫ
Особенности катания по целине

Любой горнолыжник, научившийся хоть сколько-нибудь уверенно одолевать подготовленные склоны пригородных горнолыжных центров, начинает подумывать о настоящих горнолыжных спусках, а говоря специальным языком - о фрирайде. О фрирайде вообще и о катании по целине в частности ходит столько разговоров в среде начинающих и чуть продвинутых горнолыжников, что невозможно пройти мимо этого вопроса. Стоит ли пробовать? Так ли на самом деле круто кататься по целине, как об этом пишут и рассказывают более или менее бывалые товарищи? Можно ли кататься за пределами проторенных горнолыжных трасс на обычных карвинговых лыжах, или потребуются какие-то особые лыжи для фрирайда?

Все эти вопросы не дают покоя тем, кто никогда не пробовал кататься по целине. А те, кто пробовал, делятся на два лагеря. Одни однозначно утверждают, что это вообще не катание, а извращенное извращение, другие же начинают взахлеб делиться впечатлениями и утверждать, что только по целине и можно кататься. Хотя сами, при этом, конечно, катаются не только по целине. Кто из них прав?

Как ни странно, правы и те, и другие. И чтобы понять, как возможен такой парадокс, нужно понимать, чем именно является целина, какими физическими характеристиками обладает, какой требует техники катания, и какое снаряжение нужно для катания по нетронутому чужими лыжами снегу.

Формально целина - это горнолыжный склон, по которому никто до вас не проехал, на котором нет следов чужих лыж. Но это, слишком широкое, понятие годится скорее для фрирайда в целом, то есть, для катания по "диким", неподготовленным трассам, где нет подъемников, где могут поджидать любые неожиданности. Ровный, не порченный лыжами снег может обладать радикально разными физическими характеристиками, от твердого, как асфальт, наста или от присыпанного крупой льда, за который невозможно зацепиться кантами, до пушистого, легкого, как вата, снежного покрова глубиной в несколько метров.

Твердый наст и присыпанный крупой ледяной щит мы в данной статье рассматривать в понимании целины не будем. На склоне любого горнолыжного центра есть ледяные "пятаки", оставшиеся от спуска сноубордистов. Покатайтесь по ним, а потом представьте, что такой характер имеет весь горный склон длиной в несколько километров и крутизной 20-30 градусов. Еще из этого льда местами торчат острые скальные выступы. И вы получите полное представление о "ледяном" фрирайде. А заодно сможете принять взвешенное решение, надо вам платить за возможность окунуться в подобное приключение, или лучше на ту же сумму скататься в Турцию.

Фрирайд фрирайдом, лед льдом, но целиной принято называть как раз обратное. Не просто нетронутый склон, а нетронутый слой снежного "пухляка" толщиной от 30-ти сантиметров и больше. Мягкий, пушистый покров.

Основной физической характеристикой целины или, как еще говорят, "пухляка", является его полная неспособность удержать человека. Попав на целину, вы неизбежно провалитесь на всю глубину, что называется, по самые орехи. И не только в ботинках, но и на лыжах.
Особенности катания по целине

Встает вопрос, а как же тогда по этому кататься? А в точности так же, как катаются на лыжах по воде. Вода ведь тоже не держит человека. Но лишь до тех пор, пока тот не наберет достаточной скорости. А когда нужная скорость достигнута, вода обретает необходимую плотность и упругость, создавая явление, которое принято называть глиссированием.

Конечно, даже самый рыхлый снег - не вода. И держит человека он не в пример лучше, чем вода, а потому и скорость для движения по целине нужна не такая высокая, как для катания на водных лыжах. Но все же она значительно выше, чем та, к которой привыкли начинающие горнолыжники на загородных подготовленных "горках".

Таким образом, главным правилом катания по целине становится следующее: не умеешь контролировать лыжи на большой скорости, на целине тебе делать нечего. Но "топкость" целины подразумевает и ряд других сложностей.

Важно сразу вбить себе в голову, что целина - это принципиально другая стихия, и те приемы катания, которым вы научились на подготовленных склонах, на целине просто не будут работать. Вообще.

К примеру, никакое вращение корпуса, каким вы привыкли "закладывать" лыжи в поворот, на целине не сработает. Глубокий снег значительно сковывает движения, он тормозит, он препятствует любым изменениям в любом направлении кроме одного - вертикально вниз. То есть, единственное, что просто сделать на целине - это провалиться в нее. Все остальное - намного труднее.

Карвинговая техника и резанные повороты на целине тоже неэффективны, как и вообще все, что пытается резко изменить направление или характер движения.

Лыжи тоже нужны особые. Новомодные карвинговые, которые вместо вас поворачивают на подготовленных склонах за счет узкой талии и широкого "лопатообразного" носа, на целине будут только мешать. Для целины существуют специальные лыжи с широкой талией, по геометрии напоминающие обычные классические прямые горные лыжи. И поворачивать на них необходимо классической техникой, с использованием лыжных палок, с разгрузкой и проскальзыванием задника.

Привычка выносить вес вперед, которую вырабатывают инструкторы на подготовленных склонах, вообще не позволит лыжам "всплыть" в целине. Вы просто зароетесь носками и не наберете нужную для глиссирования скорость. Поэтому вес следует выносить немного назад, давая возможность носкам всплывать.

Любые резкие движения на целине недопустимы. И уж совсем недопустима остановка или падения. В этом случае вы гарантированно провалитесь, и, возможно, так глубоко, что самостоятельно выбраться не сумеете. Поэтому одиночное катание по целине, без группы более или менее подготовленных товарищей, это не риск, а верная смерть. И если кто-то вам рассказывал, что поехал кататься один и выжил, значит это была не целина, а 30-50 сантиметров "пухляка" поверх наста. Но даже на таком покрове, провалившись, выбраться с лыжами достаточно затруднительно.
Особенности катания по целине

И уж о чем точно нельзя забывать на целине, так это о технике безопасности. Дело в том, что кататься по целине можно только на достаточно крутых склонах, позволяющих набрать нужную для глиссирования скорость. А это автоматически означает высокую лавинную опасность. Лавина может сойти сама, или вы ее можете вызвать, неумело пытаясь притормозить слишком сильной закантовкой лыж, или лавину на вас могут спустить товарищи сверху. В любом случае, прежде чем кататься по целине, почитайте статью о лавинах.

Другую опасность представляют твердые препятствия в снегу, расположенные на такой глубине, на какой вы не можете их разглядеть, но способны на них наткнуться. Это могут быть глыбы льда, замерзшие под лавиной трупы, камни, скальные выступы, заметенные снегом, и даже бревна от лесных лавинных вывалов, покрытые "пухляком".

Эти препятствия имеют двойную опасность. Во-первых, они могут вас травмировать при наезде на них, во-вторых, после столкновения с ними вы наверняка упадете. А падение на целине равно гарантированному проваливанию в глубокий снег.

Чтобы уменьшить потери при падении и проваливании, закрепите на теле все, что можно закрепить. Так как если в глубоком снегу вы что-то оброните, найти это и вернуть будет совершенно немыслимо. Самому бы выбраться! Отрегулируйте крепления на лыжах так, чтобы они ни при каких обстоятельствах не отстегнулись при падении. Привяжите к рукам лыжные палки. Застегните карманы!


Выберите интересующий вас вид спорта, чтобы найти и посмотреть все статьи о нем.

 


* Вниманию вэбмастеров, халявщиков и пиратов! Воровство текстов с сайта бессмысленно, так как ворованные тексты не будут уникальными и не помогут вам в продвижении вашего сайта. За это грозит банн Яндекса, т.к. он определяет очередность размещения текстов.

новости
репортажи
статьи
обучение
видео
фото
вебкамеры
интересно обо всем
наши партнеры
реклама на сайте
контакты


Тиц и pr сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© Экстрим-TV, 2007-2017